?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С КНИГУРУ
детское чтение, детские книги, детская библиотека, маленькие читатели
ngodb
Отзывы о произведениях Всероссийского конкурса КНИГУРУ 2012-2017




Книгуру - 2017!
Восьмой сезон. Читаем! Оцениваем! Пишем!

Сделайте добрые зверские лица. Объявлен Короткий список «Книгуру»-2017

Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» объявил Короткий список восьмого сезона. Он состоит из пятнадцати произведений. Авторы Короткого списка представляют Великий Новгород, Иваново, Калугу, Киев, Москву, Чебоксары, Московскую область, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Якутск.


«Скрипка неизвестного мастера»

Отзыв о книге Нины Дашевской «Скрипка неизвестного мастера»: Лирическая повесть о музыке и музыкантах – в старинные года и в наши дни.
Удивительно светлая и очень музыкальная повесть, в которой невероятным образом переплетаются события, произошедшие в Италии много веков назад, Великая отечественная война и наши дни.
Кто герои этой повести?
Это и две скрипки, созданные неизвестным итальянским мастером, разлученные давным-давно и удивительным образом встретившиеся в финале книги уже в наше время.
Это и современные школьники, верящие, что дружба превыше всего.
И, конечно же, музыка, которой под силу все! Она даже способна отыскать близкого родственника, пропавшего в блокадном Ленинграде…
А еще, если верить этой повести, как и фильму «Ёлки» - все люди на Земле знакомы. Закон шести рукопожатий!
После прочтения этой книги у меня возникло желание научиться играть на скрипке, как это сделал и главный герой мальчик Кеша, одинаково одаренный, как музыкальными, так и математическими способностями.
Интересно, на чем он остановится, какой сделает выбор?
Ольга Николаевна Пономарева, зав. отделом

Фантастическая повесть Владимира Аренева "Душница"

На мой взгляд, непростое произведение, заставляющее мысль работать. Герой живет самой обычной жизнью подростка: первая любовь, отношения со сверстниками, любимые увлечения и взаимоотношения с родителями. К дедушке Сашки окружающие относятся неоднозначно - «борец с режимом», «узник совести», «окультуренный», «осознавший» и «бежавший из постдиктаторской анархии», а для кого-то вообще трижды предатель и преступник. Наступает пора писать куррикуллюм об умершем дедушке и подросток пытается разобраться, каким же был его дед на самом деле. «Моего деда всегда пытались использовать. Повстанцы, миротворцы, власти, критики…»
«Люди хотят чтобы о них помнили только хорошее и при этом сами как бы становятся только хорошими. Хорошими, но не живыми. Это тогда получаемся уже не совсем мы, только кусочек нас, как я-то одна наша роль». Наверно каждый читатель вынесет свою основную мысль, прочитав это произведение. Моя мысль такова, что даже самый отъявленный преступник должен иметь право на Высший суд, а не на тот о котором написано в повести. В общем, понравилось, есть над чем подумать. А еще мне понравилось, что мальчик не только освободил душу дедушки, но и сделал это так, чтобы не огорчить родителей. Только мне кажется все тайное станет явным.
Ирина Соломина, библиограф НГОДБ

Edited at 2013-02-14 06:56 am (UTC)

Первое впечатление от произведений А.Ремез у меня было очень положительное. Когда же стала анализировать прочитанное на предмет большего предпочтения, то мне бы хотелось выделить рассказ «Библиотечный день» и повесть «Пятнадцать».
Судя по комментариям, не всем понравился этот рассказ. Может быть, здесь причина в некоторой степени несовременного решения Наденьки. Редкая современная девочка 12-ти лет будет прогуливать тренажерный зал в библиотеке, прочитывая большое количество книг и находя в них укрытие от появившихся проблем. Понятно, что современные дети находят более популярные места для своего времяпровождения. Но я знаю точно, что из большинства найдется такая девочка Надя (образ несколько непривычный, но очень приятный!), которой в библиотеке будет более комфортнее, чем в тренажерке.
Повесть «Пятнадцать» прочитала на одном дыхании. Настолько прониклась сюжетом, что очень переживала за Полину. Новая среда, новый круг знакомых (исключая взрослых), возникший интерес к Вовану, мог бы привести к не совсем приятным событиям (если быть ближе к жизни). Но Полина оказалась здравомыслящей и разумной девочкой, умеющей сказать «нет». Ее поведение со сверстниками демонстрирует нам ее своеобразный характер и личность, пусть еще не окрепшую, но уже знающую цель и путь достижения. « - Ты вообще какая-то другая» - слышно прошептал Вован». И романическая книга «Грезы любви», которая ее сопровождала во время путешествия и гороскоп на все лето (обещал ей важную встречу, способную «изменить всю жизнь») не вдохновили Полину на приключения, результат которых был бы печальным. Очень, я бы сказала «украсил», эпизод на шашлыках, когда Полина «почувствовала момент счастья». «Просто бессовестно грустить, когда на свете есть звезды, птицы и стрекот цикад. Полина подумала, что все, кто может так, глядя на звезды, воображают себя Андреями Болконскими под небом Аустерлица»!!!!
А вы сами себя воображали Андреями Болконскими? Ловили себя на мысли, что люди часто ощущают момент счастья, когда любуются небом?
А по поводу рассказа «Маску долой», сюжет мне показался несколько идеалистическим, особенно в плане взаимоотношений Веры со своим отчимом. Может быть, потому что опыт общения с отчимом не настолько велик, чтобы отношения были такими гладкими (всего год!)?!
Проблема 13-ти летнего Егора из рассказа «Не смотри!» мне показалась не убедительной. 13-ти летний тинейджер может бояться музейного экспоната? Сложно в это поверить…
А вообщем, очень было приятно читать о современных детях, узнать о их проблемах, интересах….Надеюсь и детям-читателям, подросткам-читателям это будет тоже интересно, увлекательно и познавательно.
А.В.Сайченкова, зав. информационно-библиографическим отделом


Edited at 2013-02-14 07:06 am (UTC)

«Смешались в кучу дети, мыши, коты, люди»

«Русская пленница французского кота» И. Жуков
Либо муха была фокусницей, либо хвост мышонка – волшебная палочка, либо – очки как преломили историю и мышки оказались в 1812 году. Так, началась сказка – социальный заказ к юбилейной дате. Если бы годовщина была другая, мышки бы попали в другое время в другие события, встретились в других декорациях с котами, людьми. Сказка – шаблон: подставляй даты, зверей, людей и иди в историю.
Да, кстати, как обратно вернуться из прошлого в настоящее? Автор считает, что читателю будет трудно догадаться, и он - автор дает ответ: «Надо взяться за тот же предмет и так же щелкнуть хвостом».
Скоро к мышам присоединились дети и их оппозиции: кот и французы. А также много не понятных слов: книксен, вакации, сыр эпуасс, флеши, рекогносцировка-разведка, ментик и доломан, ташка, фланкировками.
И следом возникают образы по описанию:
«Неподалеку французские солдаты грабили горящий винный склад. Грабители были уже очень пьяны, хохотали и орали песни». Но не только французы любили вино.
«Оставьте, корнет! Мои стихи – всего лишь баловство гусара между фланкировками, пуншем и картами… Прямо перед Давыдовым на столе среди бутылок стоял мышонок в рубашечке, штанишках и ботиночках».
«Возле кареты и повозок началось кровопролитие с криками и стонами». Зачем это в сказке?

Дети – патриоты, сбежали из дома помогать нашим солдатам, эдакие, диверсанты – партизаны, а-ля Великая Отечественная война (вот подожжём и ущерб нанесем). Дети – поварята, не подожжём, так отравим.
Кот говорит, то по - человечески, то по - кошачьи. У него богатая сказочная родословная и естественно это родственник Кота в сапогах.
Самое сильно звено в сказке – это описание событий 1812 года. Если убрать сказочный сюжет и сделать прекрасные иллюстрации к оставшемуся познавательному тексту, то будет отличная научно-познавательная книга для маленьких детей, что большая редкость в детской литературе.
Вот и сказки конец: «А не есть ли ты плод моего воспаленного пуншем воображения, мышь?».

Избранная жить часть 1

Виктория Буяновская «Когда умолкнет тишина»
Война глазами ребенка. Война глазами немецкого офицера. История глазами автора. Три – точки зрения. Две линии жизни: маленькой советской девочки и врага – фашиста или скорее немецкого солдата. Множество штрихов – картин, рассказанных автором о том далеком и жестоком времени.
Картина, в которой живет большая семья Гольденштейн в Одессе. Мама – немка, папа – еврей, арестованный и пропавший, тетка Софья Львовна и дети Валька 7 лет, Костик 11 лет, Нора 14 лет и главная героиня Сашка. Сколько ей лет? Скорее девять. У мамы есть брат сказочный - спаситель, боевой командир дядя Гриша, который обещал увезти семью в Москву. Среднестатистическая семья: мама занимается детьми, тетка ей помогает, дети учатся музыки и знают немецкий язык. В семье смешались две крови: немецкая и еврейская. Первая может помочь выжить в оккупацию. Вторая может приблизить уничтожение. Выбор зависит от судьбы. Лучше уехать в эвакуацию.
Картина, в которой живут соседи. До войны соседским мальчишкам было все равно, что в одном дворе с ним жили и играли в одной футбольной команде немецкие дети с еврейской фамилией. Во время войны соседи начинают намеренно травить семью.
Картина, в которой живут немцы – солдаты и немцы - фашисты.
Судьба – оставляет Сашку в живых. Но вместе с жизнью фортуна вручает чувство вины. Вины за жизнь, за то, что во время бомбежки Сашка вернулась за фотографией отца в комнату, а в это время семью накрыло бомбой на лестничной площадке. Накрыло бомбой и сына дворничихи, который намеренно и с молчаливого согласия матери обзывал и задирал Сашку и ее семью. Бомба не щадит ни евреев, ни немцев, не русских. Бомба не выбирает национальностей. Бомба убивает.
Девочка пытается выжить. Она хочет успокоить дворничиху, но та видит в Сашке причину смерти сына и пытается ее задушить. Но у девочки стекленеют глаза, и включается какой-то механизм живучести. Судьба посылает ей либо испытание, либо спасение. В жизни Сашки – это полосы. Полосы чередуются.
Полосы испытания:
- Захаровна пытается ее задушить.
- Спонтанно ища спасения, страх и горе заставляют Сашку бежать за немецкими машинами.
- Сашку позвали в качестве переводчика на допрос к пленному русскому летчику. И Сашка бросилась на оберлейтенанте Миллера и укусила его в бедро. Потом помогла застрелиться летчику.
- Под Сталинградом во время наступления советских войск Сашка спасает немецких раненных. На поле боя теряет ориентацию и чуть не замерзла.
Полосы спасение:
- Женщины спасают.
- Майор Отто Кеммерих берет ее под опеку и Сашка становится его слугой.
- Из лап Миллера ее освобождает майор.
- Сашку спасают русские солдаты.

Читательский крик на середине произведения – это невозможно!
Это невозможно вынести, пережить, осмыслить!


Избранная жить часть 2

Объединяет ребенка и взрослых солдат рассуждения о целях войны: «Ей непонятно было ее нынешнее положение, как непонятно было и то, из-за чего же идет эта война. Ведь Сашка видела, что, по сути, все люди одинаковы. Жизнерадостные или сумрачные, добрые или злые, общительные или замкнутые – все они живут своими устремлениями, мечтами и воспоминаниями. И цель этой войны, по сути, достоверно известна лишь офицерам – простые солдаты лишь смутно о ней догадывались».
Объединяет ребенка и немецкого офицера постоянное стремление занять свое время, чтобы свободного времени не было, чтобы не было время для осознания и размышления:
«Сашка равнодушно принимала свою нынешнюю судьбу и боялась лишь одного – свободного времени. Боялась даже намека на его появление. Чуть только в постоянной суете просвет, – и Сашка в страхе торопилась заполнить его чем-нибудь, пусть даже самым бестолковым занятием. Она боялась мыслей. Она боялась имен. Она боялась лиц, слов и воспоминаний оттуда… Из прошлой жизни».
«Сашка давно заметила, что каждая минута у майора занята. Его день был загружен и распределен посекундно. И не оттого, что дел было много, а потому, что он, также как и она, боялся мыслей.
И все же иногда они настигали Кеммериха. Тогда, незаметно для самого себя, он впадал в мрачную задумчивость. Его взгляд упирался в пустоту, а на лице появлялось едва заметное выражение удивленной растерянности. Как правило, стряхнув с себя это состояние, он отчаянно включался кипучую деятельность, останавливаясь лишь тогда, когда доводил себя до изнеможения».
Сашка – это собирательный художественный образ, выраженный в маленькой девочке – ростке, который хочет жить, любить, радоваться. Сашка – голос человечества, голос сознания и подсознания о войне. Именно этот голос повествует, восклицает - открывает всю боль, чаяния, неимоверные испытания, душевные муки миллионов людей разных национальностей, разных возрастов, разных статусов.
Наверняка, юный читатель, проникнется судьбой девочки и скорее не поверит, что такой ужас мог пережить обыкновенный ребенок. А вот сможет ли дойти и раскрыть художественный образ?
Когда умолкнет тишина! – это название книги. Это разговор о жизни, счастье, мире, победе. Победе, о которой надо помнить и хранить в душе, смеющиеся лица, ласкающие руки, вкус домашнего варенья, бьющиеся сердца своих предков.


Edited at 2013-03-10 03:04 pm (UTC)

Праздника не получилось

Все началось с приключения: поиск проводника, переход границы, полет на самолете. Закончилось экологическими проблемами далекой страны Камбоджи. Повествование Станислава Востокова «Праздник поворота рек» замечательный очерк для глянцевого журнала о путешествиях. Но причислить текст к детской научно-познавательной литературе очень сложно.

Повести о школе занимают 46% представленных текстов, почти половину. Проблемы в повестях настолько одинаковы, что как будто написаны под копирку: меняются имена персонажей, география их проживания. Но отличить повести можно по появлению чудаковатых сюжетных линий:
- в «Предателях» возникает в казахской степи ирландец,
- в «Grazy» - добрый молодец Иван и во все не дурачок, а психолог, нет скорее волшебник, который закручивает в классе ролевую игру,
Да, объединяет повести отрицательные образы злых и непонимающих педагогов, которые третируют детей; одноклассники – монстры; школа – это зло, место, где издеваются.
Надо заметить, что в повестях «Где папа» и «Предатели» представлен образ хорошего, заботливого папы. На мой взгляд, это прорыв в детской литературе. Правда мамы во всех повестях одинаковы: работают, заняты, ждут от детей благодарности, заботы, ужина, и как бы волнуются за дочек!!!, но так поверхностно, между прочим, потому что надо выполнить родительский долг. Ни в одной повести не проскальзывает материнская безусловная глубокая любовь.

Новое содержание в старой форме

Главные герои мальчишки (наконец-то) в повести «Скрипка неизвестного мастера» Нины Дашевской. Повесть пронизана лиричностью, добротой, любовью, пониманием. Но полностью перечеркивает восприятие и принятие произведения – плагиат формы. Прием включения в текст исторической линии был показан в литературе братьями Вайнерами в романе «Визит к Минотавру». Приведу строки из википедии: «В основу романа братьев Вайнеров, написанного в 1972 году, положена реальная история. Прототипом для образа Полякова стал выдающийся советский скрипач Давид Ойстрах. В 1968 году его квартиру, где хранилась уникальная коллекция скрипок, взломали и украли большое количество ценностей. Скрипки, среди которых в коллекции Ойстраха тогда ещё не было работ Страдивари, не тронули. В фильме «снялась» настоящая скрипка Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати».
К сожалению, современные дети не читали роман Вайнеров, и скорее не знает историю Ойстраха. А если не знают, то для них сюжет новый и замечательный.

Нравственный стержень часть 1

И напоследок о «Последнем мамонте» Владимира Березина. Цитата Шеклтона – это дорожная карта жизни советского человека, который попал под пресс истории и старался выжить. У каждого получалось по-разному. В романе представлены не персонажи, а ХАРАКТЕРЫ – неприукрашенные, мечущиеся, пытающиеся приспособиться к НЕПРЕРЫВНОМУ УЖАСУ И ОТВРАТНОСТИ ЖИЗНИ, выжить в том, в чем выжить по сегодняшним благополучным меркам невозможно, в этих жутких условиях находилось время на романтику. Это не полярники, путешественники, строители из очерков тридцатых годов и детской героической лирики. Это люди опаленные историей и униженные такими же как и они людьми. Это история страны через систематическое подавление личности и целевое уничтожение человечности в человеке. Только ради чего? Этого в романе напрямую не сказано. «Ради чего» надо найти в контексте, покопаться, подумать, поразмышлять, вытряхнуть из себя советскую пропаганду и оставить сухой остаток обыкновенной человеческой жизни и судьбы. В первой главе романа происходит предначертание судеб и опись героев. А далее точное приращение обстоятельств, фактов, ситуаций. Развертывание игрового поля жизни:
- Блокадная зима и голод через лица. «Еськов удивлённо посмотрел в лицо собеседнику. Голод сильно менял лица, и раньше младшему лейтенанту казалось, что музейному человеку лет тридцать. Но присмотревшись, он увидел, что у музейного человека лицо точно такое же старое, как у вахтёра.
Лица часто жили своей жизнью, в первую блокадную зиму Еськов видел, как лица умирали прежде людей. Но этот академик со старой пергаментной кожей крепко держался за жизнь».
- Родословная и потеря корней через судьбу секретарши: разные родственники были у этой женщины – и были среди них и знаменитости. Но дед её был полным генералом, а отец – академиком. Но не были они социально-близкими, а наоборот – социально-далёкими, вот и повымерли – кто в одну войну, кто в другую, а кто и промеж войн сложил свою голову. Отец умер в блокаду, а она не жила, а бесцельно плыла между своей одинокой комнатой на Арбате и этой приёмной. Она была похожа на полярного путешественника, что обнаружил чужой флаг на полюсе: куда теперь двигаться – непонятно.
- Государство «ГУЛАГ»: «Возникло там государство больше иного европейского. Было в нём два с половиною миллиона квадратных километров. И не было тут никакой Магаданской области и Советской власти, почитай, не было, а было государство Дальстрой. Северная граница этого государства шла по побережью Восточно-Сибирского и Чукотского морей, а на востоке – по побережью моря Берингова, а на юге – Охотского моря. И на западе Дальстрой граничил с союзным государством СССР по правому берегу реки Лены. И граница шла от её устья до Алдан-реки, далее по Алдан-реке и по меридиану на юг до берега Охотского моря, там, где плавают в этом море Шантарские острова. Вот какое чудо чудное, невиданная страна расположилась между двумя океанами».


Нравственный стержень часть 2

- Поданные государства в государстве: «Мимо провели колонну жён власовцев – все, как на подбор, одного возраста, с огромными номерами на спинах. Каторжные это были жёны – по много лет отвесили им за супружество, а это значит двадцать пять лет по девять часов в день без обеда грузить что-то в порту. За ними провели и прочих – но уже из порта». Или «и на огромных пространствах и того и другого работали тысячи людей в ватниках, причём некоторые имели номера вместо имён».
- Преследование ученых: «Это была сессия ВАСХНИЛ сорок восьмого года, после которой были очереди на покаяние. А причин уехать могла быть тысяча, с сессией прямо не связанных, и отчего убежал сюда человек, бывший заслуженным учёным, Еськов не понимал. Палеонтологов в общем-то целенаправленно не мучили, думал он, – нам не досталось какой-то отдельной «дискуссии», как это полагалось большим наукам. У нас просто время от времени сажали в чисто фоновом для того времени режиме».
- Реальность через мифы-метафоры: «Потому как придёт месяц декабрь, так меняется верхний мир, что чашей покрывает мир средний. А мир средний, что зовётся Ырт, становится совсем чёрным, и всё оттого, что солнце зацепилось за его край.Эти дни странные, жди беды, когда развернёт над миром, что называется Ырт, своё одеяло младший бог, а по-нашему, ангел верхнего мира… Ведь все люди, что живут на свете в мире Ырт, просто снятся ангелу наверху, и как начнут люди убивать и мучить друг друга сверх обычного, так сон ангела портится. А уж если он проснётся, то зальёт мир Ырт смертный холод и остановится время».
- Союзники Советского Союза: Два государства были на северо-востоке, одно было более северным, а другое – более восточным. Иногда они мешали друг другу, иногда ревновали друг друга, но оба эти государства были союзниками большой страны СССР.
И был Главсевморпуть водяным, а Дальстрой – земляным, будто кит и слон были они. И на огромных пространствах и того и другого работали тысячи людей в ватниках, причём некоторые имели номера вместо имён. Но был Главсевморпуть знаменит, а Дальстрой – не так чтобы слишком. Но и в неизвестности своей был силён Дальстрой.
В романе возникают и закручиваются смыслы, нетривиально пересекаются судьбы, возникают исторические образы. Все уместно, все на своих местах. Героика открытий Уникальный дизайн романа. Читаешь и чувствуешь стиль.
Еськов искал мамонта!?
Скорее искал смысл жизни страны и ценность своей жизни в этой стране. Мамонт – как собирательный образ большого доброго мохнатого чувства, которое создает, воспитывает, кодирует в человеке человеческое. Чувство было потеряно в истории, так глубоко зарыто самими людьми. Для чего? Чтобы создать страну унижения и уничтожения человека, подавить любовь, дружбу, добро. Чтобы лишить человека свободы, прикрываясь светлыми «стройками и покорениями неведомых земель».
Куда идти человечеству? На восток, на север, на юг, на запад. Наверное, надо совершить археологические и палеонтологические раскопки в самих себе.
Спасибо Владимиру Березину за роман!
Пускай каждый читатель найдет свой НРАВСТВЕННЫЙ СТЕРЖЕНЬ.

Рецензия на сборник рассказов И. Понорницкой «Дом люд

Рецензия на сборник рассказов
И. Понорницкой «Дом людей и зверей».
Автор: Комлева А.Л.
«Дом людей и зверей», написанные чебоксарской писательницей Илгой Понорницкой в 2012 году - очень добрые рассказы про зверей, которые не совсем звери, и про людей, которые обычные люди. Отдельные персонажи нельзя назвать абсолютно плохими и в то же время особую симпатию к ним испытывать сложно. Наверное, точно так же, как не бывает в жизни чёрного и белого, в основном оттенки. Это простодушно – детские истории о взрослых, глубоко в себя запрятавших своё детское восприятие мира и о детях, невольно пытающихся извлечь из них это ребяческое, непосредственное, доброе – доброе. Иногда попытки бывают успешными. И грозный дедушка, глава семьи, беспощадно третирующий близких и находящий в этом удовольствие, вдруг проникается любовью к взятому в семью котёнку. А кошачий ребёнок, выросший в большого умницу, становится дедовым другом. Старик «водит ладонью по гладкой Мявкиной спине. И жалуется Мявке: «Ладно ещё, ты у нас обосновался. Молодец…Эх, скучно нам с тобой, с таким молодцом».
И даже циничному продавцу черепах Коляну «на секунду становится неловко от того, что принёс на продажу раненую черепаху». Ведь маленькая девочка хочет купить именно её, понимая, что иначе черепаха не выживет. И получив деньги, Колян ещё долго вертит их в руках… Но в конце концов прячет в карман.
Не проводя прямых параллелей, не прямо, не в лоб Илга Понорницкая даёт понять: иногда звери в том, что касается жизни души оказываются на порядок выше людей. И кот Мявка, махнув лапой, на попранное кошачье достоинство, спасает бестолкового хомяка Помпошку, пытающегося пробраться за плиту. Считая Помпошку «неправильной мышью», боясь его больше всего на свете, он в то же время, зная, как хомяк дорог хозяевам, победил свой страх.
А любовь и преданность друг другу шиншилловых крыс? Когда невозможно пережить потерю, когда один погибает от тоски по другому. Увы, неловко признаваться, но, возможно, это они иногда тоньше чувствуют и понимают.
А что же происходит с душой взрослого человека, выбрасывающего домашнего котёнка из дома и лицемерно объясняющего маленькому сыну, что отпустил на волю живое существо. Но ведь дети всё понимают, и мальчику становится неловко, когда проходящая мимо женщина замечает: «А он не птичка, чтоб отпускать его». Хотя, наверное, и птичку, привыкшую к домашнему теплу, не стоит отпускать в большой и не всегда приветливый мир. И вот этот котёнок, кстати, по кличке Репей (не случайно ведь зацепился за жизнь, не смотря ни на что), становится сильным, матёрым котом, грозой подвала. Именно он выручает из беды домашнюю крысу (а ведь в жизни они испокон веков считаются оппонентами).
Но вот что интересно. Почему же две взрослые женщины, глядя на своих отзывчивых добрых дочерей размышляют: «Бывают ещё девочки, которые ничего не желают понимать. Должно быть, с ними легче. Меньше чувствуешь свою вину… Думала бы про дочку: ишь ты эгоистка». Что это? Боязнь за своего ребёнка, который окажется в жестоком мире «без кожи», желание уберечь, одеть в панцирь? Ведь так легче жить. Невольно задумываешься, а вдруг и правда легче? Вот только сможешь ли?
Безусловно, Илга Понорницкая, наследница Михаила Пришвина и Константина Паустовского. Те же глубокие, пристальные наблюдения за жизнью животных, причём не сторонние. Чувствуется, что автор бок о бок жил с домашними питомцами не один год, а скорее всего, с детства. Возможно, в рассказах есть автобиографические моменты, уж очень всё искренне, глубоко. И ещё, что – то подсказывает, что автор – мама троих детей - продолжает свою «детскую» жизнь рядом с животными и по сей день. Хотелось бы заметить, что в отличие от своих предшественников, пишущих о взаимоотношениях людей и зверей, Илга Понорницкая, пожалуй, жёстче. Чувствительному человеку (вовсе не обязательно ребёнку) читать её рассказы эмоционально трудно. Но кто сказал, что это плохо? Название сборника «Дом людей и зверей» выбрано не случайно. Да, нам бывает сложно вместе, но как бы то ни было, дом у нас общий. И это здорово!

Столкновение «мира волков» и «мира людей»: проверка на

Столкновение «мира волков» и «мира людей»: проверка на человечность
Григорий Диков «Белый волк», мистическая повесть о настоящем человеке, вышла в издательстве «Контакт-культура», 2013 г., 72 страницы, для читателей от 12 лет.
Главный библиограф медиацентра «Искусство»
Егорова Наталия Павловна.

Всегда ли справедлива пословица «С волками жить – по-волчьи выть», или бывает ситуация, когда, наоборот, «на волка слава, а овец-то таскает Савва»? Заявка автора на повесть о настоящем человеке наталкивает на размышления. Какой он настоящий человек, какими качествами должен обладать, кто из героев повести может претендовать на это звание?
Давняя это история была. Плыли на трех больших лодках по реке люди. Да только одна лодка течь дала, пришлось им пристать к берегу. «А утром просыпаются – двух лодок нет». Стали люди обживаться на новом месте. Прошло время решили они на другом берегу реки лес сжечь под посевы. Говорил им мудрый старик Терентий, чтобы не трогали леса, «да кто его послушает, когда каждую весну от голода животы сводит». А ведь еще дед Терентия обещал Белому волку, хозяину леса, не трогать его владений. Хотя, что же это за обещание, какой же это договор с людьми, если никто про него не знает? Ну, да все равно, с тех пор начались тяжелые времена для людей: лед на реке встал, волки то бабу, которая к проруби белье полоскать пошла, загрызут, то мужика, за дровами отправившегося. А люди тоже в долгу не остались, купили в городе ружье, да не одно, да при помощи приезжего немца стрелять по волкам научились. Так кто же настоящий человек-то из них? Может быть, немец, научивший людей боевому искусству, чтобы защитить деревню, и сцепившийся с Белым волком в главном сражении? На роль «настоящего человека» претендует и мальчик Егорка, именно он смог спасти в городе деньги, собранные всей деревней и беспечно проигранные в зернь его старшим товарищем; бесстрашно орудовавший палкой с гвоздями в сражении с волками. Бой волков и людей – это кульминация повести, развязка которой предугадывается. Достаточно легко понять, что победа останется за людьми деревни и спасением будет колокол, который зазвонит. Хотя интересно, и, может быть, даже неожиданно, что позвонить в него должен будет именно Егорка. Таким образом, это интересная, достаточно легкая сказка с хорошим концом, которую приятно читать.
По моему мнению, повесть учит читателей добру и справедливости, чувству меры в своих желаниях и умению думать не только о себе и о своих интересах, но и о других (людях и животных). На примере столкновения людей и волков, автор показывает, что нельзя быть эгоистом, нужно уважать личное пространство других. А как часто «другие» кажутся нам волками, с которыми не стоит договариваться и нужно действовать жестко. А так ли это на самом деле? Ведь не зря главный волк – Белый. Значит он не злой, а добрый, справедливый, может быть, по своим качествам выше, чем некоторые люди. Он ведь не проникал на территорию людей, не изгонял и не истреблял их, и даже позволял им в своем лесу дрова рубить и грибы, ягоды собирать.
Произведение в целом соответствует заявленной возрастной категории детей от 12 лет. Язык достаточно простой, ясный, читать легко и интересно. Он даже чем-то напоминает русскую народную сказку или песню. Порадовало деление повести на главы с названиями, включение в ее состав историй о прошлом героев, своеобразных легенд. В повести присутствует сказочный элемент. Это также важно, чтобы заинтересовать читателей. Сюжет имеет историческую основу, а ведь именно в этом возрасте у детей появляется школьный предмет «история». Значит, повесть должна быть им интересна и понятна. Обильное использование былинных, исторических слов, фраз из русских народных сказок, сказочных и древнерусских имен позволяет окунуться в атмосферу описываемого времени.

Столкновение «мира волков» и «мира людей»: проверка на

Столкновение «мира волков» и «мира людей»: проверка на человечность
Григорий Диков «Белый волк», мистическая повесть о настоящем человеке, вышла в издательстве «Контакт-культура», 2013 г., 72 страницы, для читателей от 12 лет.
Главный библиограф медиацентра «Искусство»
Егорова Наталия Павловна.

Форма, жанр произведения (мистическая повесть) соответствует заявленной. Она близка к жанру «фэнтези» и подготавливает юных читателей к знакомству с произведениями этого жанра.
Но, не смотря на положительную оценку произведения, нельзя не заметить, что все выводы по повести о настоящем человеке сделаны взрослым читателем, с уже сформировавшейся картиной мира и системой ценностей. Ребенок же без помощи автора повести, без расстановки им четких акцентов, указания на верную и неверную модель поведения и конкретного вывода, может вынести свою мораль, противоположную той, что заложил автор и увидел рецензент! Поэтому повесть вряд ли можно порекомендовать для детского чтения без последующего обсуждения со взрослыми

«Настоящие» люди? часть 1

«Настоящие» люди?
Григорий Диков
Белый волк
Мистическая повесть о настоящем человеке. Книга вышла в издательстве «Контакт-Культура»
Подходит читателям от 12 лет.

Наталья Михайловна Хапугина,
зав. отд. научно-познавательной литературы и периодики

Эта книга легко и свободно читается. Автор как будто просто рассказывает давнюю повесть: «А вот это – давняя история, даже не знаю какого времени. Может, при царе Петре это было, а то и того раньше. Это сказка длинная, на три вечера, а может, и на все четыре…»
И мы в предвкушении… Думается, вот-вот сейчас начнутся приключения, главный герой Егорка такой славный…Да, автор не обманывает наши ожидания, интересно читать, как Егорка в город ездил, как колокол лили, как Ашава колдовала, как её предсказание расшифровывали…Если бы не одно но…
А предыстория такова.
На берегу Реки поселились люди. Со временем выросло большое село. Мужики вокруг деревни лес огнём расчищали, чтобы место освободить. Прошли годы… Тесно им стало на одном берегу. Стали они поглядывать на противоположный берег. Дед Терентий отговаривал на том берегу лес жечь. Рубить на дрова или на избу, например, это пожалуйста, а вот чтобы совсем свести – нельзя. Когда-то, в давние-предавние времена, первые поселенцы заключили с Хранителем леса, Белым Волком, договор: «Живите, землю пашите, хлеб сейте, да только на своём берегу Реки, а на моём - не смейте»
Потомки нарушили этот договор, подожгли лес. «К вечеру горело на том берегу так сильно, что на середине Реки жарко стало…На следующий день леса прежнего на том берегу уже не было, а только стояли в золе мёртвые деревья, как чёрные кости в землю воткнутые. А на севере дым поднимается – видать огонь туда ушёл. Много в те дни леса выгорело – и за десять лет не запахать».
«По правде, безо всякой надобности было тот лес трогать»,- продолжает автор.
Жадность людская привела к тому, что обитатели леса стали мстить за свой погубленный дом.
Дед Терентий пошёл за помощью к старой шаманке: «Не стало нам житья от волков. Как лес на том берегу спалили, не дают нам волки покоя и вот-вот на деревню приступом пойдут». «Да уж знаю. Этой осенью всё вокруг было чёрное от золы и от дыма. Только помогать я вам не стану. Вы каждый год новый лес выжигаете, а всё мало»
Началось противостояние людей и волков, настоящая война!
Описание этой войны натуралистическое, с подробностями, у нормального человека вызывает только отвращение. А каково это читать ребёнку?
«Ещё дым от стрельбы не расселся, как … охотники… стали с волков шкуры снимать. Трудятся изо всех сил – надо успеть, пока звери не окоченели. Ножи блестят, пар валит, тулупы все в крови перепачканы. Тут волки завыли… Молодцы свою храбрость сразу растеряли, схватили ружья и побежали прочь из лесу» «Бьются они до смерти: вот одному волки в горло вцепились, вот другого повалили. Только Якова Карловича боятся: у него в правой руке сабля, а в левой палка железная. Палкой он волчьи головы разбивает, а саблей животы волкам распарывает». «Завязалась битва: с одной стороны звери, а с другой люди… Машут мужики топорами, насаживают волков на вилы, на пики, в воздух поднимают и через частокол перекидывают. И Егорка тоже с ними… Мал Егорка, да ловок – что ни удар, то по волчьей спине или по морде звериной!»
Полное впечатление, что описывается бойня, а не битва!
Лес отступил и люди стали полновластными хозяевами окрестных мест.


Edited at 2013-12-03 06:00 am (UTC)